Россия намерена штрафовать за незаконный майнинг криптовалюты — штрафы до 2 миллионов рублей ($25 000) входят в новые поправки к законодательству, находящиеся в разработке. Министерство цифрового развития уже разрабатывает поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
Оглавление
Регулирование криптовалюты в России — сочетание жёстких запретов и стремления к инновациям
Законопроект чётко разделяет ответственность по категориям субъектов и видам нарушений.
- Для физических лиц участие в майнинге без соблюдения установленных требований приведёт к штрафу от 100 000 до 200 000 рублей и конфискации намайненных токенов.
- Индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 200 000 до 400 000 рублей за те же действия, а юридические лица — на сумму от 1 миллиона до 2 миллионов рублей.
- Такая же шкала штрафов применяется к незаконной деятельности операторов майнинговой инфраструктуры — владельцев оборудования, предоставляющих услуги майнерам и обязанных быть включёнными в специальный реестр.
Отдельное правонарушение касается непредоставления данных в Росфинмониторинг о намайненных цифровых активах и идентификаторах адресов: те же диапазоны штрафов применяются к индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и юридическим лицам при отсутствии отчётности.
Штрафы также затронут сферу расчётов. Любое использование цифровой валюты в качестве средства платежа вне экспериментальных правовых режимов повлечёт штрафы в размере 100 000 – 200 000 рублей для граждан, 200 000 – 400 000 рублей для должностных лиц и 700 000 – 1 миллиона рублей для организаций. Банк России подчёркивает, что конфискация незаконно использованной цифровой валюты будет «наиболее болезненным» последствием.
Разумеется, можно сказать, что Министерство цифрового развития стремится создать прозрачную и предсказуемую систему контроля, устраняя необходимость применения законов по аналогии. Это довольно распространённая вынужденная практика при незрелом регулировании: классифицировать нарушения по смежным, но не специализированным статьям, например, по статье 7.19 об самовольном потреблении электроэнергии.
Тем не менее, это нельзя назвать однозначно про-криптовалютным регулированием, как это происходит в США. Там основной акцент сделан на конечного потребителя и инвестора, тогда как в России — на международную торговлю и отказ от привязки к доллару.
Заключение
Каждый регулятор видит свою ценность в криптовалюте и адаптирует её соответственно. В России отчётливо прослеживается сильный государственный интерес и заметно меньше инициатив со стороны криптосообщества. Мы будем внимательно следить за тем, как это будет развиваться в будущем, или просто наблюдать за оттоком криптоэнтузиастов.